Глимфатическая система мозга
Информационная заметка для понимания механизмов работы мозга
Глимфатическя система мозга — очистительная ликворная система мозга. Открыта в 2012 году, т.е. открытие молодое и пока не вошло в практику большинства врачей. До этого момента считалось, что лимфо-системы в мозге нет.
Как это работает на пальцах: мозг — это паренхиматозный орган. Губка. С очень активным метаболизмом. Потребляет 25% всей энергии, хотя весит около 2% от веса тела. Раз много потребляет, то и много выделяет.
В определенное время суток (когда мы глубоко спим) в этой «губке», между нейронами и окружающей их заботливой глией, астроцитами (обслуживающие нейроны клетки) начинают появляться канальца, по которым от клеток сливается всякий «мусор»: тау-протеин, остатки жизнедеятельности клеток мозга и глии и др. И с током ликвора все это сливается в ликворную систему мозга.
Работа глимфатической системы запускается только в стадию глубокого медленного сна, то есть через 30-40 минут от того, как мы уснули. Такой сон у нас преобладает в первой половине ночи, примерно с 22 часов до 3х ночи, потом стадия медленного сна начинает сокращаться. И те, кто пренебрегает сном в первой половине ночи рискуют не очистить свой мозг.
Дисфункцию глимфатической системы ученые ассоциируют с Б.Альцгеймера, поэтому у кого родные с этим диагнозом, серьезно отнеситесь к режиму сна, пожалуйста.
А теперь немного посложнее, надо перечитать:
• Уникальная особенность кровеносных сосудов мозга — это то, что они окружены астроцитами, которые формируют вокруг них что-то вроде туннеля. Пространство между внешней стенкой сосуда и стенкой этого «туннеля» заполнено ликвором, это параваскулярное пространство.
Такая конструкция выглядит как двойная трубка, но найти ее на препарате срезов мозга — очень непростая задача.
• Дело в том, что после их приготовления параваскулярное пространство нарушается и становится почти невидимым. Для того чтобы его исследовать, необходимо использовать прижизненную микроскопию, например, смотреть на мозг мыши через прозрачное окно в черепе.
• По мере того как артерия, а затем капилляр заходит вглубь паренхимы мозга, параваскулярное пространство становится все уже и в итоге исчезает совсем. Спинномозговая жидкость продолжает свой путь по паренхиме уже без него.
• Там она смешивается с тканевой жидкостью, омывает клетки и собирает все ненужные вещества.
• Далее ток жидкости направляется к параваскулярному пространству, окружающему уже вены, и по нему выводится из мозга.
• Дальше жидкость попадает в лимфатические сосуды, которые расположены в оболочке мозга (сами эти сосуды тоже были открыты совсем недавно!). Однако, судя по всему, отток жидкости может происходить не только через венозное пaрaваскулярное пространство, но и через черепные нервы, по так называемому периневральному пути. Какой из путей выведения спинномозговой жидкости — параваскулярный или периневральный — используется в большей степени, пока неясно, это требует дальнейших исследований.
Мои личные наблюдения-выводы-нюансы:
Дисфункцию глимфатической системы можно увидеть по МРТ – «расширенные пространства Вирхова-Робина» — это как раз пространства вокруг сосудов в толще мозга. Но на это никто не обращает внимания.
Нарушение венозного оттока из полости черепа нарушает очищение глимфатической системы, поэтому я такое внимание уделяю венам на глазном дне и оценке венозного оттока из полости черепа.
Любые воспалительные процессы в области головы нагружают лимфо-систему головы и шеи, нарушает работу глимфатической системы.
ЛИТ, про которые я писала ранее, в области шейно-затылочной области, теоретически и технически могут приводить к улучшению дренажа глимфатической системы.
Аммиак приводит к задержке жидкости в глии мозга, это 100% нарушает работу глимфатической системы, то есть нарушает очищение мозга. Слезы, по идее, это очистительный механизм глимфатической системы мозга (энергичный рев, а не глотание их).
По моим наблюдениям, жалобы пациентов на распирающие головные боли, мутная тяжелая «несвежая» голова почти всегда ассоциированы с нарушением работы глимфатической системы и в перспективе это основа для дегенеративных процессов (деменция с «неизвестной» причиной развития).